Центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров «ПромТехОбразование»

Ваш консультант

Анастасия

Городской
E-mail
Часы работы

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Оставить заявку

Обучение (курсы) слесаря по ремонту автомобилей

Слесарь по ремонту автомобилей
Категория 
слушателей
Рабочие (служащие)
Срок обучения От 18 дней
Стоимость По запросу
Форма 
обучения
  • В группе
  • Индивидуально (по согласованию с заказчиком)
Выдаваемые 
документы
Свидетельство о подготовке, переподготовке, повышении квалификации рабочего (служащего)
Программа 
обучения

Подготовка, переподготовка, повышение квалификации

Скидки
Cкидки для корпоративного обучения
Индивидуальная стоимость обучения для групп от организаций
Cкидки для корпоративного обучения
Индивидуальная стоимость обучения для групп от организаций

Дату начала ближайшего обучения вы можете узнать по телефону

+375 29 686-60-25

Центр подготовки кадров "ПромТехОбразование" организует курсы для обучения автослесаря в Минске, Бобруйске, Бресте, Могилёве, Гродно, Гомеле и Витебске.

Автомеханик - это профессионал, специализирующийся на ремонте и обслуживании автомобилей. Он занимается диагностикой и исправлением неисправностей, проводит техническое обслуживание и устраняет поломки в различных системах и агрегатах автомобиля. Автомеханик имеет широкий набор навыков и знаний, чтобы работать с различными марками и моделями автомобилей.

Для становления автослесарем необходимо обучение и повышение квалификации. На курсах будущие автомеханики учатся различным аспектам ремонта и обслуживания автомобилей, от основных навыков до более сложных задач, таких как ремонт грузовых автомобилей и двигателей.

Обучение на курсах включает теоретические и практические занятия. Слушатели узнают о различных системах автомобиля, методах диагностики и ремонта поломок.

После окончания обучения и сдачи экзамена слушатели получают свидетельство с присвоенным разрядом.

 

Для кого доступно обучение на слесаря по ремонту автомобиля

  • лица, достигшие совершеннолетия;
  • лица, не имеющие медицинских противопоказаний к данной профессии;
  • лица, имеющие специальность или среднее образование (школьное);

Для записи на обучение необходимо предоставить следующие документы

  • документы, подтверждающие личность;
  • свидетельство или диплом (при наличии) для обоснования сроков и цены;

Обучение в учреждении проводится

  • как индивидуально, в прямом контакте с преподавателем, так и в группах;
  • минимальный срок обучения составляет 10 дней, с учетом законодательства Беларуси;
  • обучение включает как теоретические, так и практические занятия, включая экзамены;
  • каждому слушателю предоставляются необходимые учебные материалы для изучения дисциплин;
  • по запросу предоставляются дополнительные консультации;
  • опытные преподаватели;
  • слушателям предоставляется возможность самостоятельно выбрать место для отработки практики;
  • по окончании обучения выдается свидетельство государственного образца.

Центр подготовки кадров "ПромТехОбразование" проводит обучение слесарей по ремонту автомобилей в Минске, Бресте, Бобруйске, а также на базе заказчика в городах Беларуси: Солигорск, Жодино, Орша, Кобрин, Речица, Пинск, Молодечно, Мозырь, Слуцк,  Борисов, Полоцк, Светлогорск, Новополоцк, Жлобин и Лида, Барановичи.

СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ

1-й разряд

Характеристика работ. Разборка простых узлов автомобилей. Рубка зубилом, резка ножовкой, опиливание, зачистка заусенцев, промывка, прогонка резьбы, сверление отверстий по кондуктору в автомобиле, очистка от грязи, мойка после разборки и смазка деталей. Участие в ремонте под руководством слесаря по ремонту автомобилей более высокой квалификации.

Должен знать: основные приемы выполнения работ по разборке отдельных простых узлов; назначение и правила применения используемого слесарного и контрольно-измерительного инструмента; наименование и маркировку металлов, масел, топлива, тормозной жидкости, моющих составов.

Примеры работ.

1. Автомобили - слив воды из системы охлаждения, топлива из баков, тормозной жидкости из гидравлической тормозной системы.

2. Фильтры воздушные и масляные тонкой и грубой очистки - разборка.

СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ

2-й разряд

Характеристика работ. Разборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизелей, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м и мотоциклов. Ремонт, сборка простых соединений и узлов автомобилей. Снятие и установка несложной осветительной арматуры. Разделка, сращивание, изоляция и пайка проводов. Выполнение крепежных работ при первом и втором техническом обслуживании, устранение выявленных мелких неисправностей. Слесарная обработка деталей по 12-14-му квалитетам с применением приспособлений, слесарного и контрольно-измерительного инструмента. Выполнение работ средней сложности по ремонту и сборке автомобилей под руководством слесаря по ремонту автомобилей более высокой квалификации.

Должен знать: основные сведения об устройстве автомобилей и мотоциклов; порядок сборки простых узлов; приемы и способы разделки, сращивания, изоляции и пайки электропроводов; основные виды электротехнических и изоляционных материалов, их свойства и назначение; способы выполнения крепежных работ и объемы первого и второго технического обслуживания; назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительного инструмента; основные механические свойства обрабатываемых материалов; назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива; правила применения пневмо- и электроинструмента; основные сведения о допусках и посадках; квалитеты и параметры шероховатости; основы электротехники и технологии металлов.

Примеры работ.

1. Автомобили - снятие и установка колес, дверей, брызговиков, подножек, буферов, хомутиков, кронштейнов бортов, крыльев грузовых автомобилей, буксирных крюков, номерных знаков.

2. Картеры, колеса - проверка, крепление.

3. Клапаны - разборка направляющих.

4. Кронштейны, хомутики - изготовление.

5. Механизмы самосвальные - снятие.

6. Насосы водяные, вентиляторы, компрессоры - снятие и установка.

7. Плафоны, фонари задние, катушки зажигания, свечи, сигналы звуковые - снятие и установка.

8. Приборы и агрегаты электрооборудования - проверка, крепление при техническом обслуживании.

9. Провода - замена, пайка, изоляция.

10. Прокладки - изготовление.

11. Рессоры - смазка листов рессор с их разгрузкой.

12. Свечи, прерыватели-распределители - зачистка контактов.

13. Фильтры воздушные, масляные тонкой и грубой очистки - разборка, ремонт, сборка.

СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ

3-й разряд

Характеристика работ. Разборка дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов длиной свыше 9,5 м. Ремонт, сборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизельных, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м. Ремонт и сборка мотоциклов, мотороллеров и других мототранспортных средств. Выполнение крепежных работ резьбовых соединений при техническом обслуживании с заменой изношенных деталей. Техническое обслуживание: резка, ремонт, сборка, регулировка и испытание агрегатов, узлов и приборов средней сложности. Разборка агрегатов и электрооборудования автомобилей. Определение и устранение неисправностей в работе узлов, механизмов, приборов автомобилей и автобусов. Соединение и пайка проводов с приборами и агрегатами электрооборудования. Слесарная обработка деталей по 11-12-му квалитетам с применением универсальных приспособлений. Ремонт и установка сложных агрегатов и узлов под руководством слесаря по ремонту автомобилей более высокой квалификации.

Должен знать: устройство и назначение узлов, агрегатов и приборов средней сложности; правила сборки автомобилей и мотоциклов, ремонт деталей, узлов, агрегатов и приборов; основные приемы разборки, сборки, снятия и установки приборов и агрегатов электрооборудования; регулировочные и крепежные работы; типичные неисправности системы электрооборудования, способы их обнаружения и устранения; назначение и основные свойства материалов, применяемых при ремонте электрооборудования; основные свойства металлов; назначение термообработки деталей; устройство универсальных специальных приспособлений и контрольно-измерительного инструмента; допуски и посадки; квалитеты и параметры шероховатости.

Примеры работ.

1. Автомобили легковые, грузовые, автобусы всех марок и типов - снятие и установка бензобаков, картеров, радиаторов, педалей тормоза, глушителей, замена рессор.

2. Валы карданные, цапфы тормозных барабанов - подгонка при сборке.

3. Вентиляторы - разборка, ремонт, сборка.

4. Головки блоков цилиндров, шарниры карданов - проверка, крепление.

5. Головки цилиндров самосвального механизма - снятие, ремонт, установка.

6. Двигатели всех типов, задние, передние мосты, коробки передач, кроме автоматических, сцепления, валы карданные - разборка.

7. Контакты - пайка.

8. Крылья легковых автомобилей - снятие, установка.

9. Насосы водяные, масляные, вентиляторы, компрессоры - разборка, ремонт, сборка.

10. Обмотки изоляционных приборов и агрегатов электрооборудования - пропитка, сушка.

11. Реле-регуляторы, распределители зажигания - разборка.

12. Седла клапанов - обработка шарошкой, притирка.

13. Фары, замки зажигания, сигналы - разборка, ремонт, сборка.

СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ

4-й разряд

Характеристика работ. Ремонт и сборка дизельных, специальных грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов, импортных легковых автомобилей, грузовых пикапов и микроавтобусов. Разборка, ремонт, сборка сложных агрегатов, узлов и приборов и замена их при техническом обслуживании. Обкатка автомобилей и автобусов всех типов на стенде. Выявление и устранение дефектов, неисправностей в процессе регулировки и испытания агрегатов, узлов и приборов. Разбраковка деталей после разборки и мойки. Слесарная обработка деталей по 7-10-му квалитетам с применением универсальных приспособлений. Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации, составление дефектных ведомостей.

Должен знать: устройство и назначение дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов; электрические и монтажные схемы автомобилей; технические условия на сборку, ремонт и регулировку агрегатов, узлов и приборов; методы выявления и способы устранения сложных дефектов, обнаруженных в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов и приборов; правила и режимы испытаний, технические условия на испытания и сдачу агрегатов и узлов; назначение и правила применения сложных испытательных установок; устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительного инструмента; конструкцию универсальных и специальных приспособлений; периодичность и объемы технического обслуживания электрооборудования и основных узлов и агрегатов автомобилей; систему допусков и посадок; квалитетов и параметров шероховатости.

Примеры работ.

1. Блоки цилиндров двигателей - ремонт и сборка с кривошипно-шатунным механизмом.

2. Валы распределительные - установка в блок.

3. Генераторы, статоры, спидометры - разборка.

4. Гидроподъемники самосвального механизма - испытания.

5. Гидротрансформаторы - осмотр и разборка.

6. Головки блока цилиндров дизельного двигателя - сборка, ремонт, испытания на герметичность, установка и крепление.

7. Двигатели всех типов - ремонт, сборка.

8. Колеса передние - регулировка угла сходимости.

9. Колодки тормозные барабанов, амортизаторы, дифференциалы - ремонт и сборка.

10. Компрессоры, краны тормозные - разборка, ремонт, сборка, испытания.

11. Коробки передач автоматические - разборка.

12. Коробки передач механические - сборка, испытания на стенде.

13. Кузова автомобилей самосвалов, механизмы самосвалов - установка, регулировка подъема и опускания.

14. Мосты передние и задние сцепления, валы карданные - ремонт, сборка и регулировка.

15. Оси передние - проверка и правка под прессом в холодном состоянии.

16. Подшипники коренные - замена вкладышей, шабрение, регулировка.

17. Поршни - подбор по цилиндрам, сборка с шатунами, смена поршневых колец.

18. Приборы и агрегаты электрооборудования сложные - проверка и регулировка при техническом обслуживании.

19. Редукторы, дифференциалы - ремонт, сборка, испытания и установка в картер заднего моста.

20. Реле-регуляторы, распределители зажигания - разборка, ремонт.

21. Сальник коленчатых валов, ступицы сцепления, пальцы шаровые рулевых тяг, поворотные кулачки - замена.

22. Тормоза гидравлические и пневматические - разборка.

23. Управление рулевое - ремонт, сборка, регулировка.

24. Шатуны в сборе с поршнями - проверка на приборе.

25. Шатуны - смена втулок в верхней головке шатуна с подгонкой по поршневому пальцу; окончательная пригонка по шейкам коленчатого вала по отвесу в четырех положениях.

26. Электропровода автомобилей - установка по схеме.

СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ

5-й разряд

Характеристика работ. Регулировка и испытания на стендах и шасси сложных агрегатов, узлов и приборов автомобилей и замена их при техническом обслуживании. Проверка деталей и узлов электрооборудования на проверочной аппаратуре и проверочных приспособлениях. Установка приборов и агрегатов электрооборудования по схеме, включая их в сеть. Выявление и устранение сложных дефектов и неисправностей в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов автомобилей и приборов электрооборудования. Сложная слесарная обработка, доводка деталей по 6-7-му квалитетам. Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации. Диагностирование и регулировка систем и агрегатов грузовых и легковых автомобилей и автобусов, обеспечивающих безопасность движения.

Должен знать: конструктивное устройство обслуживаемых автомобилей и автобусов; технические условия на ремонт, сборку, испытания и регулировку сложных агрегатов и электрооборудования; электрические и монтажные схемы любой сложности и взаимодействие приборов и агрегатов в них; причины износа сопряженных деталей и способы их выявления и устранения; устройство испытательных стендов.

Примеры работ.

1. Агрегаты и приборы электрооборудования - установка по полной схеме, включение в сеть, проверка и регулировка их при техническом обслуживании.

2. Валы коленчатые с маховиками - балансировка.

3. Генераторы, статоры, спидометры - ремонт, сборка, испытания, устранение дефектов.

4. Гидроподъемники самосвального механизма - сборка и испытания.

5. Гидротрансформаторы - ремонт, сборка.

6. Двигатели всех типов и марок - испытания на стенде, регулировка, диагностирование.

7. Приборы для проверки трансмиссии, рулевого управления, расходомеры и газоанализаторы - обслуживание, тарировка, ремонт.

8. Мосты передние и задние - замена и регулировка подшипников; тормоза, рулевые управления, системы освещения и сигнализации - диагностирование.

9. Распределители зажигания, реле-регуляторы - проверка на стенде, регулировка, устранение дефектов.

10. Тормоза гидравлические и пневматические - ремонт, сборка, установка и регулировка.

11. Цилиндры, коренные и шатунные подшипники - проверка после испытания на стенде, устранение неисправностей и окончательное крепление всех соединений.

СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ

6-й разряд

Характеристика работ. Ремонт, сборка, регулировка, испытания на стенде и шасси и сдача в соответствии с технологическими условиями сложных агрегатов и узлов автомобилей различных марок. Проверка правильности сборки со снятием эксплуатационных характеристик. Диагностирование и регулировка всех систем и агрегатов легковых и грузовых автомобилей и автобусов. Оформление приемо-сдаточной документации.

Должен знать: конструктивные особенности автомобилей и автобусов различных марок; технические условия на ремонт, испытания и сдачу сложных агрегатов и узлов; способы полного восстановления и упрочнения изношенных деталей; порядок оформления приемо-сдаточной документации; правила ремонта и способы регулировки и тарировки диагностического оборудования.

Примеры работ.

1. Коробки передач автоматические - сборка, регулировка, испытания.

2. Стенды для проверки тягово-экономических и тормозных качеств автомобилей - обслуживание, ремонт, тарировка.

3. Приборы для проверки систем электрооборудования, зажигания, пневматических тормозов систем, гидроусилителей рулевого управления - обслуживание, ремонт, тарировка и регулировка.

СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ

7-й разряд

Характеристика работ. Диагностика всех механических, электрических и электронных систем и механизмов автотранспортных средств; выявление неисправностей и выполнение работ по их устранению. Составление рекламаций на гарантийные узлы и агрегаты. Испытания и регулировка всех узлов, механизмов и систем автотранспортных средств на стендах после проведения ремонтных работ.

Должен знать: устройство, принцип работы, технологию обслуживания механических узлов и электронных систем автотранспортных средств; порядок работы с испытательными стендами и электронным контрольно-диагностическим оборудованием различных типов; порядок работы с технологической документацией на различных носителях (микрофиши, лазерные диски и т.д.).

Требуется среднее специальное (профессиональное) образование.

 

Глава 1

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

1. К работе по профессии «слесарь по ремонту автомобилей» допускаются лица, имеющие соответствующую профессиональную подготовку и квалификацию, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда (далее - работник).

2. Работник обязан:

соблюдать требования настоящей инструкции;

соблюдать правила по охране труда и правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях, режим труда и отдыха, трудовую дисциплину (отдыхать, принимать пищу и курить допускается только в специально установленных и оборудованных для этого местах);

заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации;

немедленно сообщать работодателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие работодателю в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с условиями и характером выполняемой работы, а в случае их отсутствия или неисправности немедленно уведомить об этом непосредственного руководителя;

проходить предварительный (при поступлении на работу) медицинский, периодический и внеочередные медицинские осмотры;

при отказе от выполнения порученной работы, в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья работника и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему СИЗ, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, незамедлительно письменно сообщить работодателю, либо уполномоченному должностному лицу нанимателя о мотивах такого отказа, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, за исключением выполнения вышеуказанной работы;

выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем, безопасные способы выполнения которой ему известны. При необходимости следует обратиться к непосредственному руководителю за разъяснением;

уведомлять работодателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья;

знать и соблюдать правила личной гигиены при выполнении работы, оказании услуг;

выполнять требования пожаро- и взрывобезопасности, знать сигналы оповещения о пожаре, порядок действий при пожаре, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими;

знать в соответствии с квалификацией: основные приемы выполнения работ по разборке отдельных простых узлов; назначение и правила применения используемого слесарного и контрольно-измерительного инструмента; наименование и маркировку металлов, масел, топлива, тормозной жидкости, моющих составов; устройство, принцип работы, технологию обслуживания механических узлов и электронных систем автотранспортных средств; порядок работы с испытательными стендами и электронным контрольно-диагностическим оборудованием различных типов; порядок работы с технологической документацией на различных носителях (микрофиши, лазерные диски и т. д.).

3. Не допускается производить работы, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных или токсичных веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные или токсичные вещества на рабочем месте или в рабочее время.

4. В процессе работы на работника могут воздействовать следующие вредные и (или) опасные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы;

подвижные части производственного оборудования;

передвигающиеся изделия, заготовки, материалы;

разрушающиеся конструкции;

отлетающие частицы, осколки металла и других материалов;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

повышенный уровень вибрации;

повышенная или пониженная влажность воздуха;

повышенная или пониженная подвижность воздуха;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

отсутствие или недостаток естественного света;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования.

В зависимости от условий труда на работника могут воздействовать также другие вредные и (или) опасные производственные факторы.

5. Работник обеспечивается СИЗ по установленным типовым отраслевым нормам. 

Наименование СИЗ

Классификация (маркировка) СИЗ по защитным свойствам

Срок носки в месяцах

Костюм хлопкополиэфирный с водоотталкивающей пропиткой
или

ЗМиВу

6

костюм вискозно-лавсановый с масловодоотталкивающей отделкой

ЗМиВу
Нм

6

Головной убор из хлопкополиэфирной ткани с водоотталкивающей пропиткой или

 

6

головной убор из вискозно-лавсановой ткани с масловодоотталкивающей отделкой

 

6

Ботинки кожаные на маслобензостойкой подошве
или

МиНсНм

12

ботинки кожаные с защитным носком на маслобензостойкой подошве

МиМп
НсНм
Мун50

12

Рукавицы комбинированные

Ми

До износа

Перчатки трикотажные с полимерным покрытием

Ми

До износа

При работе под автомобилем, установленным на осмотровой канаве, вывешенном на подъемном механизме, дополнительно:

каска защитная

 

Дежурная

При работе под автомобилем с применением инструмента ударного действия дополнительно:

очки защитные или

ЗП

До износа

щиток защитный лицевой

КБТ

До износа

Зимой при работе в неотапливаемых помещениях дополнительно

куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке

Тн

36

Зимой на наружных работах дополнительно:

костюм для защиты от пониженных температур из хлопчатобумажной ткани

Тн

36

подшлемник зимний

 

24

сапоги кирзовые утепленные на маслобензостойкой подошве

Тн20
НсНм

24

 При необходимости могут бесплатно выдаваться для защиты: 

глаз от воздействия пыли, твердых частиц и т. п. - защитные очки или лицевые щитки;

органов слуха от воздействия шума - наушники или вкладыши противошумные;

органов дыхания от воздействия пыли, дыма, паров и газов - респираторы или противогазы.

6. За невыполнение требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 2

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

7. Перед началом работы необходимо:

проверить годность к эксплуатации и применению СИЗ, надеть их;

подготовить рабочее место, убрать посторонние предметы и все, что может препятствовать безопасному выполнению работ, освободить проходы и места складирования;

проверить комплектность и исправность оборудования, приспособлений и инструмента, эффективность работы вентиляционных систем, местного освещения, средств коллективной защиты (защитного заземления (зануления) электрооборудования, устройств оградительных, предохранительных, тормозных, автоматического контроля, сигнализации и др.);

проверить состояние исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий.

8. Обнаруженные нарушения требований по охране труда устранить до начала работ, при невозможности сделать это сообщить о недостатках в обеспечении охраны труда непосредственному руководителю работ и до их устранения к работе не приступать.

ГЛАВА 3

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ

9. Работник обязан:

применять безопасные методы и приемы работы, соблюдать требования охраны труда;

не загромождать рабочее место, проходы и проезды и не использовать их для хранения готовой продукции, отходов производства и др.;

содержать рабочее место в чистоте, своевременно удалять с пола рассыпанные (разлитые) вещества, предметы, материалы;

использовать оборудование, инструмент, приспособления и оснастку по назначению в соответствии с требованиями эксплуатационных документов организаций-изготовителей;

не оставлять без присмотра работающее оборудование;

пользоваться только тем инструментом, оснасткой, приспособлениями и оборудованием, работе с которыми обучен;

выполнять с применением инструмента, приспособлений и оборудования только ту работу, для которой они предназначены;

соблюдать последовательность выполнения производственных операций и переходов;

не допускать на свое рабочее место и к выполнению своей работы посторонних лиц;

во время выполнения работ не отвлекаться и не отвлекать других на посторонние дела и разговоры;

соблюдать правила перемещения в помещениях и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.

10. Все виды технического обслуживания и ремонта автомобилей на территории организации выполнять только на специально предназначенных для этого местах (постах). Постановку автомобилей на посты осуществлять под руководством руководителя работ.

11. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт.

12. Перед средним и капитальным ремонтом убедиться, что в системе питания нет топлива.

13. Масло и охлаждающую жидкость сливать в специальную тару, а загрязненные ими полы посыпать опилками, песком и после впитывания убирать в ящик для отходов.

14. После постановки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным двигателем), выключить кнопку выключения массы автомобиля, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, перекрыть расходные и магистральный вентили на газобаллонных автомобилях, подложить противооткатные упоры (не менее двух) под колеса.

На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не запускать! Работают люди!». На автомобиле, имеющем дублирующее устройство для пуска двигателя, повесить аналогичную табличку у этого устройства.

15. Работа под наклонно установленным автомобилем допускается в исключительных случаях, если приняты все меры безопасности:

автомобиль заторможен ручным тормозом;

включена низшая передача;

под колеса установлены упоры;

кабина закрыта для предотвращения доступа в нее посторонних.

16. Вывешивание автомобилей с помощью подъемников производить в соответствии с требованиями паспортов (инструкций) подъемников.

17. Перед началом подъема автомобиля необходимо предварительно проверить работу всех грузоподъемных механизмов пробным пуском. Работа с неисправными грузоподъемными механизмами не допускается.

18. Не допускается нахождение людей внутри транспортного средства, а также под ним в процессе подъема или опускания транспортного средства грузоподъемным механизмом.

19. Перед вывешиванием автомобиля с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.

20. Перед началом работы с грузоподъемным механизмом проверить:

состояние, исправность и соответствие массы поднимаемого агрегата грузоподъемности, указанной на трафарете грузоподъемного механизма;

срок его испытания;

состояние съемных грузозахватных приспособлений и соответствие грузоподъемности, указанной на бирке грузозахватного приспособления, массе поднимаемого груза.

21. В поднятом (рабочем) положении плунжер гидравлического подъемника фиксировать упором или штангой, исключающими вероятность самопроизвольного опускания подъемника.

22. При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и т. п.), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль.

23. Устанавливать домкраты на ровную и горизонтальную, заранее подготовленную поверхность с соответствующей несущей способностью. При установке автомобиля на домкраты ставить страхующие козелки - работа без них под автомобилем не допускается.

24. При работе под автомобилем лежа использовать специальные лежаки и защитные очки. Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.

25. Влезать и вылезать из-под автомобиля со стороны, противоположной возможному проезду.

26. Для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву - специально установленными для этой цели лестницами.

27. При работе с высоко расположенными деталями или агрегатами применять устойчивые специальные подставки.

28. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля производить при неработающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, проведение которых требует пуска двигателя. Работы, требующие пуска двигателя, проводить на специальных постах, оснащенных устройствами отсоса отработавших газов.

29. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении и что под автомобилем и вблизи вращающихся частей двигателя нет людей.

30. Во время работы располагать инструмент так, чтобы не возникала необходимость тянуться за ним, не оставлять инструмент и детали на краю осмотровой канавы.

31. Переносить инструмент к рабочему месту только в специальной сумке или ящике.

32. При подборе гаечных ключей преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах - ключами с трещотками или с шарнирной головкой.

33. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.

34. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты, специальные приспособления и т. п. Трудно отворачиваемые гайки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом.

35. При выполнении работ с использованием инструмента ударного действия для защиты глаз от отлетающих осколков применять защитные очки.

36. Проверять соосность отверстий конусной оправкой.

37. Перед проворачиванием карданного вала проверить, выключено ли зажигание (для автомобиля с дизельным двигателем - отсутствие подачи топлива). Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз. Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления.

38. Для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой 15 кг и более пользоваться подъемно-транспортными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами), другими вспомогательными средствами механизации.

39. Перед сменой рессор разгрузить их, установив раму автомобиля на козлы. При работе использовать специальные зажимные приспособления для рессор.

40. Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные съемники.

41. При ремонте и обслуживании автомобилей с высокими кузовами пользоваться подмостями или лестницами-стремянками.

42. Газ из баллонов автомобиля, на котором проводятся сварочные, окрасочные работы, а также работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, должен быть предварительно полностью слит (выпущен) на специально отведенном месте (посту).

43. При устранении неисправностей газовой системы питания или ее снятии следует слить или выпустить газ из баллонов автомобиля на специально отведенном месте (посту), а баллоны продуть сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.

44. Работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры выполнять только с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования.

45. Проверять герметичность газовой системы питания сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях.

46. Шланги на штуцерах крепить хомутиками. Применение скрутки из проволоки не допускается.

47. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты складывать на специальные устойчивые подставки, длинные детали класть только горизонтально. Не допускается прислонять детали и узлы к стенам, оборудованию и т. п.

48. При ремонте пневмосистемы необходимо предварительно снизить давление и полностью выпустить воздух из пневмосистемы. Не допускается отсоединять трубопроводы и аппараты пневмосистемы, находящиеся под давлением.

49. Перед снятием узлов и агрегатов систем питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить ее в специальную тару.

50. Удалять разлитое масло или топливо с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

51. Отработанное машинное масло сливать в специальные металлические емкости или резервуары.

52. При попадании на тело или СИЗ бензина или другой легковоспламеняющейся жидкости не подходить к источнику открытого огня, не курить и не зажигать спички.

53. Не допускается пользоваться открытым огнем, паяльными лампами и тому подобным в помещениях, где хранятся и используются горючие и легковоспламеняющиеся материалы и жидкости (бензин, керосин, сжатый или сжиженный газ, краски, лаки, растворители, дерево, стружка, вата, пакля и т. п.).

54. Смазочные, лакокрасочные, горючие материалы и химикаты хранить в отдельных специально оборудованных помещениях.

55. При выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля не допускается:

находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по ним транспортных средств;

без наличия соответствующей квалификации самостоятельно производить устранение неисправностей оборудования;

работать без соответствующего освещения и ограждения рабочих мест;

загромождать проходы в помещениях ремонтными материалами, отходами производства, тарой, неиспользуемой оснасткой и т. п.;

находиться в проеме въездных (выездных) ворот во время нахождения или передвижения в них транспортного средства;

находиться между транспортным средством и опорой или иным сооружением во время движения или перед началом движения транспортного средства;

находиться на крыше движущегося транспортного средства;

перепрыгивать через открытую осмотровую канаву или переходить через нее при отсутствии переходного мостика;

проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, стоящего на осмотровой канаве, при отсутствии переходных мостиков;

садиться на край осмотровой канавы вблизи стоящего транспортного средства;

при работе в осмотровой канаве класть на край осмотровой канавы или головку рельсов инструмент или материалы;

снимать защитную каску при работе в осмотровой канаве;

прикасаться незащищенными руками к неизолированным электрическим проводам электроустановок или к участкам электрических проводов с поврежденной изоляцией.

56. При возможности проезда других механизмов вблизи ремонтной зоны устанавливать ограждения с предупредительными надписями.

57. Для осмотра автомобиля в темное время суток использовать переносные электрические светильники с предохранительной сеткой напряжением не выше 12 В или электрический фонарь с автономным питанием.

58. При работе с прессом убедиться, что в опасной зоне нет людей.

59. Обрабатываемые детали устанавливать устойчиво на рабочих приспособлениях пресса таким образом, чтобы исключить какое-либо их смещение во время работы.

60. Обрабатывать на прессе детали, находящиеся в подвешенном состоянии, или удерживать их руками не допускается.

61. При прессовании деталей (подшипников, крестовин и т. п.) следить, чтобы они были прочно закреплены, а приспособления (опрессовочные пуансоны и т. п.) установлены без перекосов.

62. При работе на прессе не допускается:

держать руки вблизи рабочей зоны и работать в рукавицах, так как возможен их захват прессом и травмирование рук;

использовать не подходящие по требованиям безопасности самодельные приспособления или приспособления из металла, склонного к образованию сколов и трещин;

работать на неисправном прессе;

вводить руки в опасную зону между подвижными и неподвижными частями пресса;

работать без защитных очков.

63. При любой технической неисправности остановить пресс и немедленно поставить об этом в известность непосредственного руководителя работ. До устранения нарушений к работе не приступать.

64. Убирать рабочее место от пыли, мусора и отходов производства (опилки, стружка и др.) разрешается только щеткой. Не допускается сдувать пыль, мусор и отходы производства сжатым воздухом.

65. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или карданных валов следует специальной щеткой-сметкой.

66. Периодически проверять затяжку болтов крепления балансировочного станка к фундаменту.

67. При временной приостановке работ оборудование должно быть отключено от электрической сети. Не допускается прикасаться к токоведущим частям оборудования.

68. Не допускается исправлять электропроводку, рубильники, электрические дрели, устанавливать и менять электролампы, а также присоединять концы проводов к рубильникам и распределительным устройствам, прикасаться к неизолированным проводам.

69. Обрабатываемая в тисках деталь должна быть надежно закреплена в губках тисков. При установке (съеме) детали в тиски ее необходимо удерживать во избежание падения.

70. Не допускается работа с тисками без губок или имеющими на планках губок сработанную насечку.

71. Не допускается работа на настольных сверлильных станках, не оборудованных устройством, имеющим противовес или пружину для возврата шпинделя станка в исходное положение, и без защитных очков.

72. При обработке на настольных сверлильных станках заготовок, деталей и изделий устанавливать их в тисках, кондукторах и других приспособлениях и надежно крепить на столе станка.

73. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали щеткой-сметкой или металлическим крючком.

74. Использовать защитную каску, застегнутую на подбородочный ремень, при выполнении работ и нахождении в осмотровой канаве или под автомобилем на подъемнике.

75. Во избежание возникновения замыкания в системе электрооборудования автомобиля при ремонте пользоваться электрической схемой, приведенной в техническом описании и инструкции по эксплуатации автомобиля или оборудования.

76. Присоединять клеммы аккумуляторов и отсоединять их только при выключенном двигателе.

77. Не касаться одновременно двух клемм аккумулятора металлическими предметами во избежание короткого замыкания и искрения.

78. Проверку напряжения аккумуляторов производить только вольтметром (нагрузочной вилкой).

79. При снятии и установке аккумуляторов следить, чтобы не произошло их замыкания с металлическими частями автомобиля.

80. Не прикасаться руками без резиновых перчаток к токоведущим частям (клеммам, контактам, электропроводам). В случае необходимости применения инструмента пользоваться инструментом с изолированными рукоятками.

81. При ремонте отдельного электрооборудования автомобиля обесточить питающие их электрические цепи и снять (отключить) предусмотренные конструкцией предохранители электрических цепей.

82. Контрольно-регулировочные работы выполнять в помещении мастерской при работающем двигателе автомобиля (проверка работы генератора, регулировка реле-регулятора) на специальном посту, оборудованном отводом выхлопных газов из помещения.

83. Электрооборудование, снятое с автомобиля, устанавливать на специальные подставки или стеллажи.

84. Не допускается подключать электроизмерительные приборы, если напряжение превышает допустимое значение прибора.

85. Присоединять электроизмерительный прибор к проверяемому блоку следует при помощи щупа одной рукой, другая рука должна быть свободна.

86. При снятии и установке стартера и щитка приборов предварительно отсоединить от аккумулятора провод, соединяющийся с массой автомобиля.

87. При ремонте и регулировке электрооборудования на автомобиле пользоваться инструментом с изолированными ручками.

88. При работе вблизи крыльчатки вентилятора снять с нее приводной ремень.

89. При ремонте электрооборудования необходимо соблюдать следующие требования:

закрепленные провода не должны поворачиваться относительно приборов;

провода не должны касаться нагревающихся деталей двигателя;

соприкосновение металлических деталей автомобиля с клеммами приборов и неизолированными наконечниками проводов не допускается;

изоляция проводов не должна быть повреждена;

провода не должны располагаться на острых кромках и ребрах деталей автомобиля;

изоляционные трубки должны быть плотно посажены на наконечники проводов;

не допускаются резкие перегибы проводов, а также перекручивание и натяг их после присоединения к электрооборудованию.

90. При выполнении паяльных работ соблюдать принятую технологию пайки изделий. Паяльник, находящийся в рабочем состоянии, устанавливать в зоне действия местной вытяжной вентиляции.

91. Паяльник на рабочих местах устанавливать на огнезащитные подставки, исключающие его падение.

92. Для перемещения спаиваемых деталей применять специальные инструменты (пинцеты, клещи или другие инструменты), обеспечивающие безопасность при пайке.

93. Сборку, фиксацию, поджатие соединяемых деталей, электропроводов, нанесение припоя, флюса и других материалов проводить с использованием специальных приспособлений или инструментов, указанных в технологической документации.

94. Излишки припоя и флюса с жала паяльника снимать с применением материалов, указанных в технологической документации (хлопчатобумажные салфетки, асбест и др.).

95. Пайку малогабаритных изделий в виде наконечников, клемм и других аналогичных изделий производить, закрепляя их в специальных приспособлениях, указанных в технологической документации (зажимы, струбцины и другие приспособления).

96. Паяльник переносить за корпус, а не за провод или рабочую часть. При перерывах в работе паяльник отключать от электросети.

97. Не допускается убирать детали из активной зоны вытяжки до полного их остывания.

98. Детали для пайки паяльником укладывать таким образом, чтобы они находились в устойчивом положении.

99. Все работы по ремонту или техническому обслуживанию автомобиля выполнять при остановленном двигателе, за исключением регулировки карбюратора, проверки электрооборудования и тормозной системы.

100. Вспомогательные операции (уборку, смазку, чистку, смену инструмента и приспособлений, регулировку предохранительных и тормозных устройств), а также работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования выполнять при выключенном оборудовании. При этом оборудование отключать от всех источников энергии и принимать меры против случайного включения. Не допускается очистка (уборка) оборудования, автомашин и изделий путем обдува сжатым воздухом.

Выполнение вспомогательных операций, а также работ по техническому обслуживанию и ремонту на работающем оборудовании не допускается.

101. Мусор, обтирочные материалы и иные производственные отходы собирать в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками.

ГЛАВА 4

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

102. По окончании работы работник обязан:

отключить (остановить) оборудование, приспособления, машины, механизмы и аппаратуру. Очистить их и при необходимости смазать;

привести в порядок рабочее место и территорию вокруг него;

очистить инструмент, спецодежду и другие СИЗ и убрать их в отведенные для хранения места;

сообщить непосредственному руководителю обо всех недост

Наши партнеры
Остались вопросы?
Для нас важно, чтобы Вы получили результат и были довольны качеством нашего обучения.